Назад к списку

По горячим следам "Дороги Мужества". Окончание. 


 Ну вот я и вернулся из экспедиции "Западный фронт - 4" и как обещал пишу окончание нашей замечательной истории, про Бронепробег "Дорога мужества". 

И так, перед нами лежала дорога в Брест. Это завершающий этап первой части нашего бронепробега, можно сказать "вершина", к которой мы все так самозабвенно стремились! 


После митинга на холме Славы в Минске и обязательного фотографирования всех участников Бронепробега, мы отправляемся в Брест. А дорога нам предстоит дальняя: 350 км, а это при скорости 50 км./час составляет 7 часов непрерывной езды. И это без поломок, остановок на заправку, принятие пищи и т.д. В общем надо быть готовым, что это составит не менее 12 часов. 

Оперативно собираемся и выдвигаемся в путь. К Бресту мы подъезжаем глубокой ночью. Водители очень устали и буквально засыпают на ходу, но опаздывать нам нельзя - нас ждут в Брестской крепости. Поэтому мы вынуждены пойти на беспрецедентную меру: из числа волонтеров и детей в каждую машину был назначен "толкатель водителя", основная задача которого состояла в том чтобы контролировать состояние водителя и не давать им заснуть за рулем. С поручением все справились на отлично. 

Около 4-х утра 21 июня наша колонна въехала в Брест. Пока разместили технику на стоянке в Брестской крепости наступило утро, видимо спать нам в эти сутки опять не придется... Счастливчикам удалось подремать в автобусе, короткая передышка в отеле чтобы поесть и помыться и снова необходимо возвращаться в крепость, где нас ждет обширная культурная программа.Сначала экскурсия по Брестской крепости с посещением мемориальных мест знакомых нам с детства по учебникам и кинофильмам. Потом посещение музея, где дети смогли своими глазами увидеть экспонаты создававшие быт и окружавшие наших бойцов в первые часы и дни Великой Отечественной войны. Затем уже традиционные интервью для интернет изданий, теле и радиоканалов.Ближе к вечеру в Брестскую крепость начинают собираться люди, их сотни и тысячи. Они молча идут в сторону центральной площади, где с наступлением темноты начнется митинг-реквием посвященный 76-й годовщине начала Великой Отечественной войны. К нам подходят люди и спрашивают на русском, польском, английском, китайском, японском и многих-многих других языках - кто мы и откуда... Видно, что все эти люди доброй воли приехали в этот день в Брест, чтобы почтить память героев и отдать дань уважения павшим защитникам нашей Родины. Мы охотно рассказываем о нашем Бронепробеге "Дорога мужества", с какой целью было организованно это мероприятие и отвечаем на вопросы заинтересованных людей. На их лицах мы видим понимание и сопереживание происходящему. Они жмут нам руки и желают успешно завершить начатое нами нужное и важное дело. 

После полуночи начинается театрализованное представление на центральной площади: военная кинохроника, песни военных лет и стихи о войне. Молодые актеры олицетворяющие души погибших на войне солдат молча проходят сквозь ряды пришедших на это трагическое мероприятие людей.К 4-м часам завершается действие спуском венков на воду пограничной реки. Все это зрелище производит громадное впечатление на собравшихся людей, что уж говорить о детях, они смотрят во все глаза и впитывают как губка все происходящее вокруг них. Я верю, что память об этом дне они пронесут через всю свою жизнь. 

На рассвете, в четыре утра 22 июня начинается реконструкция событий в Брестской крепости 22 июня 1941 года. Тысячи людей идут мимо нас к месту реконструкции, их поток нескончаем. Нам приходится поволноваться за наших младших участников и нашу технику. У идущих людей одухотворенные и просветленные лица. Приятно отметить большое количество молодежи с доброжелательным патриотическим настроем. Со стороны реконструкции доносятся раскаты взрывов и ружейно-пулеметная стрельба. Это немцы форсируя пограничную реку Буг идут в наступление, а наши пограничники приняли свой первый бой который станет Первым Боем Великой Отечественной ... 

Самых юных участников пробега мы награждаем нагрудными знаками в память о этом незабываемом дне проведенном в Брестской крепости. 

Спать нам этой ночью опять не пришлось. По окончании всех мероприятий, мы отправляемся в обратный путь, нас ждет город Береза. В этом городе нас встречают местные любители ретро техники, представители ветеранских и молодежных организаций, народные депутаты и администрация города. Такое впечатление что весь город вышел на встречу с нами. Нас окружает огромное количество жителей, которые улыбаются и жмут нам руки. Прием, как всегда превосходный. Кроме этого прямо на аллеях парка для нас накрыты столы, где нас угощают великолепной ухой, гречневой кашей "по армейски" и натуральным квасом. После трогательного прощания, где нас приглашают приезжать снова и желают доброго пути, наша колонна направляется в Москву. 

Обратная дорога проходит в сжатые сроки. Всего с 2-мя ночевками в Минске и Смоленске мы движемся домой. Но тем не менее мы находим время останавливаться у придорожных памятников военных лет для короткого митинга и возложения венков от Военно-Технического общества. Всю дорогу нас сопровождают приветственные сигналы машин и взмахи рук проезжающих водителей. Люди улыбаются и радуются встречая на дороге нашу колонну и особенно они приветствуют наших юных пассажиров, которые стойко и мужественно переносят все трудности нашего путешествия. Но случались и досадные инциденты. Из машины без номеров обгонявшей нашу колонну нам показывали неприличные жесты и одновременно велась видеосъемка. Кто это был и чего они хотели этим добиться осталось тайной. Может глупые "короли Ю-туба", или провокаторы хотели вынудить нас на ответное хамство? Но наши механики-водители сдержанные и культурные люди, на провокации не поддаются, хотя по рации вслед хамам и пожелали "много всего хорошего"... 

Сказывались и некоторые организационные трудности, например отсутствие в колонне оперативной машины для "мелких поручений". Приходилось высылать вперед для поиска придорожного кафе или столовой громадный автобус. Так же, на мой взгляд недоставало наружной агитации. На бронетехнике кроме двух маленьких флажков на крыльях не было никакой внешней символики Бронепробега.Многие люди не успевали понять, что движется колонна демилитаризованной ретро техники. Даже я сам один раз в процессе ожидания отставшей после Минска колонны принял встречную колонку бронетехники состоявшую из БТР-60 и 70 за нашу колонну. Нас демаскировал только ГАЗ-67 едущий на прицепе и раскрашенный под маршрут пробега автобус. 

За неравнодушие и бескорыстную помощь хочется поблагодарить руководство тех.центра "Вольво" в Смоленске, которое любезно и бесплатно предоставили нам стоянку для бронетехники и два номера в своей гостинице для ночевки. И вот мы уже въезжаем в Московскую область, где под Можайском нас встречает наш товарищ - Володя Мамедов, который, хоть и на последнем этапе, но смог присоединился к нашему Бронепребегу.Но тут вмешиваются объективные обстоятельства повлекшие задержку в пути. В парке "Патриот" 24-го июня сразу несколько десятков школ решают провести свой выпускной бал и дорога заблокирована пятистами автобусами. Приходится оперативно менять маршрут и в Москву мы въезжаем вместо Минского шоссе по Киевскому. Больше никаких проблем не возникло и глубокой ночью на Поклонную гору мы въезжаем стройной колонной, своим ходом и в полном составе. Там нас встречают наши друзья и родственники, журналисты, а также представитель Книги Рекордов России, который в торжественной остановке зафиксировал наше достижение, как "самый продолжительный пробег в мирное время на бронетехнике протяженностью 2395 км". УРА! 

 Нас ждут поздравления, улыбки и рукопожатия. Мы испытываем законную гордость, что мы ЭТО сделали и что мы были ПЕРВЫЕ! Я надеюсь что будут второй и последующие Бронепробеги, но первыми навсегда останемся мы и память об этом мы сохраним в наших сердцах на всю жизнь.Громадная благодарность всем организаторам, вдохновителям этого мероприятия.

  Огромное спасибо всем кто принял в нем участие: водителям, механикам, штурманам, волонтерам, членам семей, ветеранам, спонсорам и просто неравнодушным людям, всем кто поддержал наш Бронепробег "Дорога мужества".      Отдельная благодарность нашему бессменному лидеру, командиру, организатору и вдохновителю Бронепробега, руководителю Военно-Технического общества Алексею Анатольевичу Мигалину, без которого наш Бронепробег никогда бы не состоялся. 

 Сейчас этот незаурядный человек готовит новый рекорд. Это будет форсирование двумя БРДМ Керченского пролива своим ходом, на плаву. Причем один экипаж будет чисто женским! Данный рекорд будет посвящен десантной операции по высадке наших войск в Керчи, проведенной нашим командованием в 1943 году для освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков. Пожелаем этим замечательным, неутомимым людям попутного ветра, тихого моря и новых Рекордов!

Командир П.Г. "МАРС" Вдовиченко Максим.